Родительский комитет - Между медициной, психологией и педагогикой
| просмотров: 8573

Между медициной, психологией  и педагогикой

Именно где-то там, в одном из разделов дефектологии, расположилась наука о правильной речи – логопедия.

Хотя окончательно она сформировалась не так давно, в середине ХIХ века, однако косвенные упоминания пусть

не о ней самой, но о проблемах, с ней связанных, относятся к самым древним временам. Даже в Библии упоминается,

что Моисей плохо говорил и заикался, а в период Киевской Руси людей, имеющих дефекты речи, подразделяли

на «косноязычных», «гунявых», «бубонитых» и прочее. Так что неприятности со звуковоспроизведением у человечества возникли именно тогда, когда зародилась сама речь. Вот только помочь им тогда было некому.


 

   Сегодня во всех детских учреждениях, начиная с детских садов, есть логопеды. В некоторых, таких как №5 и №12, их даже несколько, поскольку там есть группы для деток с серьёзными нарушениями речи. А в гости мы отправились к Яне Резник, учителю-логопеду ДДУ «Чебурашка». Яна Геннадьевна – молодой специалист, она работает чуть более года. Но у неё уже есть что показать и порекомендовать родителям.

   Логопед занимается коррекцией речи у детей и взрослых. Конечно, как отметила Яна Геннадьевна, лучше всего проблему выявить и начать решать как можно раньше. «Многие родители заблуждаются, полагая, что малыш со временем сам выговорится, - говорит логопед, - в дальнейшем это может негативно отразиться на успеваемости в школе и на личности ребёнка, ведь порой плохо говорящего одноклассника дразнят, ему становится некомфортно в коллективе».

 

Яна Резник отметила, что детки, разговаривающие правильно, встречаются редко. Более 50% воспитанников ДДУ нуждаются в помощи логопеда. Так, логопункт начинает свою работу в сентябре. В начале учебного процесса после обследования туда зачисляются 25-30 детей, но число пациентов может пополниться в течение года.

 

   На логопедических пунктах проводится коррекционно-восстановительная работа. Она включает в себя несколько этапов: подготовительный (развитие артикуляционного аппарата и фонематического слуха, мелкой моторики и речевого дыхания), постановка звука (по подражанию либо при помощи логопедических инструментов – зондов, шпателей), автоматизация (введение звуков в слоги и слова), дифференциация звуков (если была замена одного звука другим). Все занятия проводятся в игровой форме и длятся не более 15 минут. Кроме того, Яна Геннадьевна соблюдает непреложное правило: к каждому ребёнку нужен свой, индивидуальный подход: «Перед тем, как начать занятие, я или сама оцениваю настроение ребёнка, или спрашиваю его, как он себя чувствует, всё ли у него в порядке. Только тогда я начинаю с ним работать и определяю нагрузку».

   Конечно, как и при работе с психологом, результат не может внезапно появиться лишь после занятий со специалистом. Здесь тоже важен комплексный подход. Он включает и выполнение упражнений дома с родителями, и активный совместный отдых, прогулки, беседы, экскурсии, а также контроль над тем, как ребёнок призносит уже поставленные звуки. В свою очередь малыша обязательно поддерживает воспитатель в группе. И, конечно, развитие мелкой моторики.

 

Яна Резник рекомендует родителям использовать для этого любые возможности: «Пускай мама, занимаясь домашними делами на кухне, даст ребёнку перебирать крупу или макароны. Под присмотром родителей полезно играть мелким конструктором. И, конечно, такие элементарные вещи, как самостоятельное одевание, застёгивание пуговиц, завязывание шнурков и благоприятно влияет на развитие моторики, а значит, речи, и учит самостоятельности».  

 

    Важную роль играет фонемовосприятие или фонематический слух. Яна Геннадьевна в двух словах пояснила, что это такое: «Это речевой слух. Он может быть неразвитым даже при наличии острого слуха. Речевой слух – способность распознавать и понимать звуки. Например, родители часто в шутку повторяют слова, неправильно сказанные ребёнком. Некоторые малыши слышат, что слово сказано неверно, пытаются исправить родительскую «ошибку». Это говорит о том, что малыш слышит неправильные звуки. А иногда ребёнок не ощущует разницы между правильно и неправильно произнесёнными словами».

   На что нужно ориентироваться, оценивая возрастное соответствие речи ребёнка? Яна Резник поясняет, что разные звуки формируются в разном возрасте. Так, позже всего начинают получаться сонорные Р, Л – к 5-6 годам. Шипящие и свистящие ребёнок осваивает раньше, в 3-5 лет. 

 

 

Напоследок Яна Геннадьевна вспомнила о «двух золотых нельзя»:

   Нельзя искажать слова, подражать детскому произношению и «сюсюкать». Нужно следить, чтобы ваша речь была четкой и выразительной, грамотной, простой, ясной.

   Нельзя допускать, чтобы ребенок обозначал окружающие предметы звукопроизношениями. Например, ребенка спрашивают «Кто это?», показывая на собаку, а он отвечает: «гав-гав».

 

   Нужно воспользоваться следующей схемой: не спрашивать и не настаивать, чтобы ребенок произнес слово, а попросить ребенка показать на тот предмет, который вы называете, и только потом объяснить, «как звучит» или «как говорит».

   Если вы сомневаетесь в том, что ваш ребёнок на правильном пути и у него порядок с речью и фонематическим слухом, то лучше обратитесь к специалисту. Если ваши опасения небезосновательны, то своевременный визит к логопеду поможет избежать многих проблем в будущем. 

 

Екатерина СТАЦЕНКО

Календарь
Пн Вт Ср Чт Пн Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30